Виды приемных семей. Понятие и суть замещающей семьи

Виды приемных семей. Понятие и суть замещающей семьи

Виды приемной семьи

Приемная семья является самой новой в законодательстве России формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Период существования приемной семьи с 1996 года и по настоящее время можно охарактеризовать как ее введение и развитие. При разработке и внедрении данной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель исходил лишь из общих условий ее создания и деятельности. За прошедший период приемная семья приобрела особенности, связанные с ее деятельностью. Одной из таких особенностей является появление на практике двух разновидностей (правовых моделей) приемной семьи.

Первая модель приемной семьи является, по сути, возмездной формой опеки и попечительства 11 Гришаев С.П. Новое в законодательстве о приемной семье // Гражданин и право. 2010. № 12. С.14.. При этом отношения, возникающие в приемной семье, в большей степени схожи с отношениями, возникающими при усыновлении ребенка. Приемные родители понимают и принимают приемную семью как обычную семью, а приемного ребенка (детей) - как сына или дочь 22 Государственная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детей. М., 2009. С. 39.. Особенностью этой модели приемной семьи является то, что приемные родители берут на воспитание, как правило, 1-2 детей, продолжают работать, т.е. воспитание приемного ребенка не является для них единственным (основным) источником дохода. Такие приемные родители своей целью ставят воспитать одного - максимум двух детей с маленького возраста и до совершеннолетия. При этом по достижении приемными детьми 18 лет приемные родители стараются сохранить с ними личные отношения.

Эта модель приемной семьи, которую можно назвать обычной, или, что то же, договорной, приемной семьей, ориентирована на длительное воспитание ребенка-сироты, и, как правило, приемные родители не намерены в последующем еще брать на воспитание приемных детей. В данной ситуации приемные родители исполнение своих обязанностей рассматривают как осуществление над ребенком, оставшимся без попечения родителей, опеки (попечительства), но на определенных договорных условиях с органом опеки и попечительства.

Вторая модель приемной семьи (специализированная) является, по сути, «гибридом» детского дома и семьи. Приемные родители относятся к выполнению своих обязанностей как к работе, а приемную семью понимают и рассматривают как детский дом семейного типа. Особенностью этой модели приемной семьи является то, что приемные родители берут на воспитание, как правило, не менее 5-6 детей, а при выбытии приемного ребенка (детей) берут на воспитание других.

Деятельность по воспитанию приемных детей является для таких приемных родителей основной работой. Свою деятельность по воспитанию приемных детей они соотносят с деятельностью воспитателей детских домов и школ-интернатов.

Соответственно, эти родители относят себя к педагогическим работникам и считают, что им должны быть предоставлены соответствующие гарантии и льготы.

С учетом особенностей сложившихся на настоящий момент моделей приемной семьи необходим и разный подход к регулированию отношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства. Представляется, что для разграничения вышеуказанных моделей приемных семей, усовершенствования и модернизации детских домов семейного типа необходимо предусмотреть в законодательстве возможность создания приемных семей двух видов. В качестве критериев разграничения приемной семьи на виды взяты: 1) количество детей, передаваемых на воспитание в приемную семью; 2) правовой статус приемных родителей.

В соответствии с особенностями первого вида приемной семьи правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, предлагается регулировать гражданским законодательством и именовать такую семью приемной семьей. Детей следует передавать в нее на воспитание на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, который по своей юридической природе является гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг. На приемных родителей следует распространять нормы ГК РФ, СК РФ и других нормативно-правовых актов, устанавливающих права, обязанности и ответственность опекунов (попечителей) На воспитание в обычную приемную семью целесообразно передавать не более четырех детей, с учетом того, чтобы общее количество детей, включая родных и усыновленных, не превышало шести человек. На содержание приемных детей выплачивать ежемесячное пособие в размере, определяемом в соответствии с Постановлением Правительства РФ. При условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ время ухода за приемным ребенком (детьми) включать в страховой (общий трудовой) стаж. Выполнение приемными родителями своих обязанностей рассматривать как оказание возмездной услуги, а оплату труда - как вознаграждение за оказанную услугу. За расчетную единицу определения размера оплаты труда приемных родителей брать минимальный размер оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

В соответствии с особенностями второй модели приемной семьи правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, предлагается регулировать трудовым законодательством и именовать такую семью специализированной приемной семьей. Создание специализированной приемной семьи производить на основании решения органа опеки и попечительства при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти детей. Детей передавать на воспитание в специализированную приемную семью на основании решения органа опеки попечительства. При этом общее количество детей, передаваемых на воспитание в такую приемную семью, должно быть не менее пяти, но и не более десяти, а с учетом несовершеннолетних родных и усыновленных детей - не более двенадцати человек (по аналогии с детским домом семейного типа) 11 Зубарева О.Г. Правовая природа договора об осуществлении опеки или попечительства // Законодательство 2011. №3. С. 53.. Оформление отношений между органом опеки и попечительства и приемными родителями осуществлять на основании трудового договора. Права и обязанности приемных родителей закреплять в должностной инструкции. Приемных родителей считать внештатными работниками органа опеки и попечительства 22 Васькин В.В. Некоторые вопросы правового регулирования распоряжения имуществом лиц, находящихся под опекой и попечительством // Жилищное право. 2010. № 2. С.80.. Выполнение ими своих обязанностей рассматривать как выполнение ими трудовой обязанности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На приемных родителей специализированных приемных семей распространить условия оплаты труда, предоставление ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Время ухода за приемным ребенком (детьми) включать в страховой (трудовой) стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости как педагогическим работникам. За расчетную единицу определения размера оплаты труда приемных родителей брать соответствующий разряд Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, установленный для воспитателей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом стажа работы и квалификации приемных родителей.

С учетом изложенного предлагается внести ряд изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе:

Ст. 152 СК РФ и изложить её в следующей редакции:

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями, желающими взять на воспитание от одного до четырех детей (приемная семья), либо на основании решения органа опеки и попечительства при желании приемных родителей, имеющих педагогическое образование, взять на воспитание от пяти до десяти детей (специализированная приемная семья).

Если на воспитании в специализированной приемной семье осталось менее пяти детей, орган опеки и попечительства обязан в месячный срок принятии решение о прекращении её функционирования, а приемные родители вправе взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на основании договора.

Таким образом, при совершенствовании законодательства, регулирующего институт приемной семьи, путем введения двух видов приемной семьи институт приемной семьи будет приведен в соответствие со сложившимися на практике моделями приемных семей. Одновременно будут урегулирована проблема отраслевой принадлежности и содержания правоотношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства и конкретизирован подход субъектов Российской Федерации к установлению размера оплаты труда приемных родителей и предоставляемых им гарантий и льгот.

В данной статье мы рассмотрим с точки зрения обществознания, какие основные типы современных семей существуют.

Разбираемся в понятиях

Социальная жизнь многогранна и определенные внешние ситуации требуют описания ячейки общества со специфических сторон. Например при получении несовершенным ребенком льгот от государства учитывается наличие или отсутствие кормильца.

Понимание того, что из себя представляет конкретная малая группа важно не только из-за внешних запросов общества, но и имеет особое значение для внутреннего развития близких людей в тесном коллективе.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Научный подход к выявлению вида социальной группы облегчает исследование внутренних процессов. Результаты этого изучения берут на вооружение психология, культурология, демография.Также в зависимости от того, к какому типу принадлежит ячейка зависит и реализация ее функций.

Как на практике происходит определение типа семьи? Для анализа данного первичного образования выбирается основание классификации. Этот критерий обладает высоким уровнем обобщенности и объективности, для создания наиболее четкой систематизации.

Неспецифические функции семьи

Более сложные социальные общности и структуры берут свое начало из родительского дома. Именно в малой ячейке в упрощенном виде сформированы основные механизмы взаимодействия людей. Не зря то место, где мы выросли называют началом всех начал. Человек в кругу родных учится нормам морали, усваивает истинные ценности, понимает роль авторитета старших и осознает необходимость бережного отношения к памяти своих предков. В нелегком деле воспитания родителям поможет Российский Дом родословия. Семейная история оживет в лицах перед глазами ребенка.


Также другое значение разделения родственных общностей на типы в современном обществе ученые видят в том, что оно помогает описать функционирование этих малых коллективов. Существует основное предназначение данной малой группы, которое заключается в деторождении, воспитании и социализации потомков. Но наряду с ним выделяют неспецифические функции. К их числу относятся:

  • Рекреация. Родные люди всегда могут найти покой и отдых в родном доме, а также организовать проведение досуга.
  • Социальный контроль. Несовершеннолетние дети нуждаются не только в опеке и заботе, но регулировании своих действий в соответствии с правилами человеческого общения.
  • Организация быта. Расходы коллектива требуют восполнения, поэтому родители часто выступают в роли экономистов, рассчитывая все финансовые операции с бюджетом.
  • Эмоциональная поддержка. Близкие люди со схожим укладом могут понять проблема друг друга лучше, чем человек извне.

Вне зависимости от социального типа семьи в большинстве случаев проходят стандартный жизненный цикл.

Будущий союз зарождается еще на этапе добрачного ухаживания. Хотя в полной мере считать это началом жизненного цикла нельзя. Тем не менее, от того насколько успешно молодые люди научатся устанавливать контакт и строить близкие доверительные отношения зависит финал данного периода.

После того, как мужчина и женщина решают официально оформить свои отношения наступает период молодой семьи. Здесь происходит формирование крепкого союза. Эмоциональные дистанция в паре практически сходит на нет. Молодые люди готовы к планированию дальнейшей жизни, постановке уже совместных целей и последующей их реализации. На этом этапе мужчина и женщина принимают решение о том, чтобы завести детей.

Появление ребенка. Центр отношений смещается на заботу о малыше. Молодые родители учатся проявлять свою опеку, привыкают к новому статусу.

Постепенно развиваясь, коллектив близких людей приходит к следующему этапу. Она становится зрелым коллективом. Эта стадия наступает не раньше чем через десять лет совместной жизни и характеризуется высокой степенью комфортности в общении между родственниками. Но наряду с неоспоримыми плюсами – надежностью, теплотой, общим опытом – возникают и кризисные явления. Многие браки распадаются именно на данном этапе. Консолидирующим элементом в этот момент могут стать общие ценности, история знакомства и совместной жизни, а также цели на будущее – поддержка совершеннолетних детей, помощь в воспитании внуков.

Трудным, но неизбежным периодом в жизни каждого человека является старость. Супржеские пары, пронесшие через года верность друг другу, неминуемо достигнут этого этапа. Гармоничное развитие спары в старости зависит от достигнутых целей, от осмысления пережитых событий. Если к этому рубежу вы подошли наполненным и целостным, а не уставшим и истерзанным, то вы чувствуете удовлетворения от прожитых лет и в состоянии передать свою мудрость и жизненную философию внукам и детям.


Классификация типов семьи и их характеристика

Ученые-социологи изучают данные структуры в разрезе исторического прогресса. Ячейка общества меняется синхронно с другими социальными институтами, сосуществуя в тесной взаимосвязи с ними. Есть основания полагать, что именно это малое образование, может влиять на смену общественно-политических формаций.

Недаром в биографиях великих людей упоминается выходцем из каких слоев они были, потому что образование и воспитание родителей накладывает отпечаток на то, что они дадут своему ребенку, какие ориентиры, какое мировоззрение и идеалы.

Таким образом становится очевидна связь между типом семьи и семейного воспитания. Неоспоримый факт, что дети перенимают модель поведения родителей и ретранслируют ее в свой брак.


Молодые люди, сочетающиеся узами брака, должны нести ответственность перед обществом за то, каких личностей они воспитают. Среди новых союзов, выделяют три типа семьи в зависимости от целей, которые преследуют новобрачные:

  • Традиционный вид. Такие малые группы наиболее устойчивы. Пара ориентирована на классические ценности. В приоритете у молодых родителей – сохранить крепкий союз и воспроизвести потомство.
  • Гедонистический вид. Мужчина и женщина, вероятно, уже имеют детей, но все их планы сводят к получению от жизни максимального удовольствия. Такие пары живут для себя. Рождение ребенка не является первостепенной или значимой задачей.
  • Личностно-ориентированный вид. Данный тип наиболее развит в современном обществе, так как на рынке труда царит высококонкурентная среда, молодые люди опасаются выпасть из обоймы. Особенно это актуально для девушек, не желающих покидать рабочее место более чем на год, чтобы уйти в отпуск по уходу за ребенком. В таком коллективе приветствуется личностное и карьерное развитие, достижение целей или финансового благополучия. Как правило, такие союзы малодетны или вовсе не имеют детей.

В изменившихся условиях, когда женщины больше не сидят дома с детьми, охраняя домашний очаг, многих волнует вопрос, какие есть типы семей по распределению обязанностей.

Данный критерий основывается на традициях. Существуют коллективы, которые верны сложившемуся укладу и не собираются его менять: женщина сидит с детьми и заботится домашнем уюте, а муж зарабатывает деньги.

Но такой ортодоксальный вид малой группы все быстрее уходит в прошлое, так как люди из разных ячеек имеют несхожие взгляды и приходится идти на уступки. Как правило, даже если один человек из пары является сторонником старых взглядов, принимают более мобильную позицию, чтобы не ущемлять свободу и права половинки.

Вторым современным видом можно назвать союз, где мужчина и женщина работают и распределяют домашние обязанности между собой по мере занятости, чтобы каждому хватало времени на отдых и личное развитие.

В экономическом плане это наиболее эффективный вид малой структуры, потому что бюджет складывается из финансовых поступлений каждой стороны. Такая малая группа не только более привычный вариант для современного общества, но и более мобильный. Для некоторых пар данный выбор является просто необходимостью из денежных трудностей. Но в нем есть свои минусы – дети предоставлены большую часть времени сами себе, и воспитание происходит стихийно.

Ученые выделяют ряд других оснований для характеристики ячейки общества. Социологи различают два вида типа семей по составу:

  • нуклеарная;
  • расширенная.

Первый вариант наиболее типичен для современного общества, он подразумевает супружескую пару с детьми. Расширенный тип представляет собой более сложное образование. Для него характерно проживание нескольких поколений под одной крышей. Важные решения поднимаются на общем совете родственников и решаются коллективным разумом, при этом анализируется опыт более мудрых и старших соратников. Такой вариант проживания был распространен еще в советское время и свидетельствовал о непоколебимости моральных устоев.

Существуют также различные типы семей в зависимости от численного состава. По наличию родителей:

  • полная (мама и папа);
  • неполная (мать или отец-одиночка).

По наличию детей различают:

  • многодетные;
  • мало-, средне- и бездетные.

Многие современные пары отказывают себе в продолжении рода в угоду своим амбициям, некоторые молодые люди хотят пожить для себя и насладиться всей полнотой жизни в одиночку, другие увлечены построением карьеры. Но есть и другие примеры молодых пар, которые доказывают, что жизнь с появлением малюток не заканчивается, а наоборот начинает играть другими красками. Современные мама и папы используют новые устройства, которые облегчают и путешествия с детьми, и занятия спортом.

Вопрос о том, где проживают новобрачные тоже может стать одним из критериев для классификации. Во многом то, где останутся молодожены после вступления в брак зависит от материальных и жилищных условий, но есть такие союзы для которых это выбор, связанный с их взглядами на устройство рода.

Молодые люди могут остаться в доме родителе новоиспеченного мужа, тогда союз будет считаться патрилокальным. Если же наоборот пару приютят родители жены, то это матрилокальный тип. Но в настоящее время принято съезжать от родственников и обживать новое гнездышко, тогда вы получите статус неолокального союза.

Типы семей и семейных отношений

Самоопределение и самоидентификация человека начинается в этом небольшом коллективе. Он учится налаживать контакты с внешним миром по образцу внутренних отношений.

Если в браке царит нездоровая атмосфера, ребенок раньше покидает родительское гнездо, ища поддержки извне. Это плачевный исход, избежать которого можно выстраивая прочную систему отношений, основанных на доверии и привязанности, а также обращении к корням. Именно наши предки дают нам ту энергию и мудрость, которая помогает нам преодолеть жизненные неурядицы.

Современные пары не отличаются прочностью связей, и их дети рано начинают вести самостоятельную жизнь, при этом отрицая опыт и советы родителей. Такие мобильные коллективы, создающиеся в соответствии с новыми веяниями неустойчивы и распадаются при первой же серьезной буре.

Надежным способом организовать совместную жизнь является патриархальный уклад с его династическими связями. Человек в такой семье чувствует, что занимает место, предназначенное именно ему и тем проще ему найти это место в мире. Родственники всегда готовы прийти на помощь и близкие люди понимают, что связаны узами, а не просто считаются номинально родными.

В переменчивом и нестабильном мире наш родной дом – это тот оплот тепла, верности и поддержки, в котором нуждается каждый человек.

Приемная семья – не единственная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, но это наиболее популярная форма после усыновления. С психологической точки зрения разницы между усыновлением и приемной семьей нет, не считая разницы от восприятия самого статуса своего (усыновленного) и приемного ребенка, хотя чаще и эти границы стерты. Какие еще существуют виды устройства ребенка в семью, и на какую помощь может рассчитывать семья? Давайте разберемся.

Замещающие семьи – все некровные семьи. Самыми популярными являются 3 формы – усыновление, опека и приемная семья. Но это далеко не единственные виды замещающих семей.

В быту у непосвященных в тонкости вопроса людей нет четкой дифференциации форм семейного устройства, часто все семьи называют приемными. Того же подхода я и буду придерживаться в статье, так как на психологическую сторону вопроса это никак не влияет. Однако я все-таки считаю нужным осветить основные отличия форм семейного устройства.

Усыновление/удочерение

Взрослый носит статус родителя, ребенок – приемного (= родной) ребенка. Можно одновременно усыновить неограниченное количество детей (зависит от условий семьи и соответствия выдвигаемым требованиям). Права и льготы те же, что у родившей женщины и родного ребенка.

Приемная семья

Срок пребывания ребенка в семье оговаривается. Взрослые носят статус воспитателя. Получают зарплату и пособие.

Детский дом семейного типа

Взрослый находится в статусе родителя-воспитателя. Ребенок – воспитанник. Число детей – 5-10. Ребенок пребывает в доме до совершеннолетия.

Опекунская семья

Взрослые – опекуны (до 14 лет ребенка) и попечители (до 18 лет). Количество детей – неограничено. Пребывает в опекунской семье до совершеннолетия. Семья получает пособие.

Семейная воспитательная группа

Находится в рамках реабилитационного центра. Взрослые – воспитатели, дети – воспитанники. Воспитателям идет стаж и зарплата, пособие. Число детей – от 1 до 5. Срок пребывания – от нескольких дней до нескольких лет, то есть на период реабилитации семьи.

Патронатное воспитание

Взрослый – воспитатель, дети – воспитанники. Число детей – от 1 до 3. Находятся до совершеннолетия. Воспитатели получают зарплату, стаж и пособие на уход за воспитанниками.

Детские деревни SOS

Новаторский способ устройства детей, практикующийся в России с 1996 года. Деревня SOS – это поселение из 10-15 домов, где живет по 5-7 детей. На территории деревни имеется административная, обучающая, развлекательная часть.

Введено понятие SOS-папы, SOS-мамы и тети-няни. Подготовка граждан на эти роли ведется до 2 лет. Взрослые носят статус опекунов.

После 16 лет дети переходят в дом молодежи SOS для получения образования. До 18 лет дети живут в блок-квартирах, при желании их постепенно переводят на независимое проживание.

Фостерные семьи

В России такая форма не распространена. По сути фостерными за рубежом называют все приемные семьи. Основные страны, где практикуются фостерные семьи – Финляндия, Польша, Румыния, Болгария.

Почему я решила упомянуть про эту форму? Есть у нее одна особенность. Профессиональные родители (фостерные семьи) обязательно должны иметь педагогическое образование, не пройти школу родительства, а именно получить образование. Мне кажется, это можно взять на вооружение и нашей стране.

Сопровождение замещающих семей

Психологическое сопровождение бывает кризисным, активным и мониторинговым. В рамках него оказывается социально-правовая, медицинская, психологическая и педагогическая помощь замещающим семьям.

Но начинается психологическое сопровождение замещающих семей еще задолго до передачи ребенка. Речь идет о школах и клубах приемных родителей.

Клуб приемных родителей

Клуб приемных родителей – организации, обеспечивающие регулярные встречи замещающих родителей, в том числе приемных родителей. В настоящее время клубы приемных родителей распространены по всей России, даже в отдаленных и малочисленных городах можно найти такую организацию. Клуб решает следующие задачи:

  • взаимоподдержка родителей;
  • обмен личным опытом;
  • приобретение новых знаний и навыков;
  • помощь в выходе из кризиса.

В рамках клуба также организуются занятия для родителей и детей, проводятся семейные праздники.

В программу для родителей обязательно включены лекции и тренинги по повышению педагогического мастерства, предоставляется помощь специалистов (логопеды, психологи, социальные работники, юристы).

Школа приемных родителей

Школа приемных родителей – обязательный элемент подготовки к родительству. Ее посещение доступно всем, нужен лишь паспорт и заявление. Подготовку можно не проходить некоторым категориям населения:

  • отчим (мачеха) для приемного ребенка, то есть человек решает усыновить пасынка;
  • близкие родственники приемных детей;
  • для тех, кто уже был опекуном и не потерял это право.

Участников школы называют кандидатами в приемные родители. Программа школы не отличается по регионам. Она включает одинаковые разделы, всего их 13. Изучаются:

  • особенности потребностей, мотивов приемных детей и родителей, компетенций родителей;
  • психофизиология ребенка как такового;
  • особенности развития детей-сирот;
  • последствия от разрыва с родной семьей;
  • адаптация приемного ребенка;
  • проблемы в поведении приемного ребенка, их причины и родительские навыки управления;
  • обеспечение безопасности ребенку;
  • тонкости полового воспитания;
  • юридические нюансы;
  • сопровождение приемной семьи.

Глядя на это, я пришла к выводу: почему не сделать обязательными такие школы для всех родителей: приемных, кровных? По-моему, отличная идея. Не сдал экзамены – рожать не можешь, как и усыновить ребенка. Но пока это обязательно только для приемных семей.

За время посещения школы происходит не только обучение, но и оценка будущих родителей. Средняя продолжительность – 2-3 месяца. Вполне достаточно для того, чтобы близко познакомиться с кандидатами, их родственниками, образом жизни и условиями проживания. Оцениваются социальные, психологические и экономические характеристики семьи.

  • Диагностику кандидатов чаще всего проводит психолог и социальный педагог. Но также в определенных ситуациях может привлекаться юрист, врач, педагог или другой специалист. Они должны лично убедиться в пригодности будущих условий жизни ребенка. После передачи ребенка в семью органы опеки посещают приемных родителей.
  • Кандидаты в приемные родители проходят полную психологическую диагностику. Особое внимание уделяется изучению .

Копинг-стратегия – это стереотипное, наиболее предпочтительное для конкретного человека поведение в стрессовой ситуации, связанное с особенностями его , и психовозрастными особенностями; иногда не совсем контролируемое самим человеком.

С принятием ребенка в семью возникнет множество проблем и вопросов. Это неизбежные этапы. Ребенку и членам приемной семьи придется вместе пройти период адаптации, найти общий язык, понимание, научиться уважать друг друга и любить. В конце концов, стать единой полноценной семьей. Но такая цель не может быть достигнута с легкостью за один день, стрессовых ситуаций будет возникать много. И вот вопрос: готовы ли родители адекватно реагировать на них? Верно ли они оценивают свои силы? Могут ли контролировать себя?

В момент стресса копинг-стратегия оказывается доминирующей. Вот почему так важно понимать, как может повести себя приемный родитель в трудных жизненных ситуациях. Так, например, если выяснится, что стереотипным способом решения проблем для человека является физическая сила, но в то же время он утверждает, что понимает недопустимость этого с ребенком, необходимость самоконтроля, то велик риск именно такого привычного поведения (т. е. физического разрешения ).

Потому психологам следует обращать на это особое внимание: проводить дополнительные исследования кандидатов, проверки, беседы, в подготовительной работе делать акценты на каких-то особых, опасных и острых вопросах. Важно исследовать связь копинг-стратегии и личностных особенностей человека. Может оказаться, что какие-то черты характера действительно смогут сглаживать и нейтрализовывать привычное экстренное поведение, а может и наоборот: усиливать его проявление.

  1. Изучите актуальную по данному вопросу литературу.
  2. Обратитесь за информационной и психологической поддержкой в местные социальные учреждения или школу приемных родителей.
  3. Перед принятием ребенка в семью позаботьтесь о формировании у себя соответствующих знаний, умений и навыков. Изучите теорию, опыт других людей.
  4. Обсудите свое желание устройства приемного ребенка с другими членами семьи. Выясните, что они думают по этому вопросу. Как представляют такую жизнь. Готовы ли помогать.
  5. Проанализируйте все мнения родных. Оцените возможные трудности и грядущие изменения.
  6. Подготовьте своих детей (детей ваших родственников) к возможным трудностям. Расскажите о проблемах приемного ребенка, о его жизненных трудностях и о его возможном будущем поведении.
  7. При хорошей воспитательной подготовительной работе с родными детьми вы можете получить неплохих помощников в их лице.
  8. Всегда помните о том, что приемный ребенок поначалу будет, скорее всего, настроен враждебно к вашим родным детям и скептически ко всем членам семьи.
  9. Помните о том, что у приемных детей часто встречается заниженная самооценка.
  10. Поощряйте и хвалите каждое положительное действие ребенка. И даже попытки таких действий стоит отмечать в положительном ключе.
  11. Вы должны осознавать, что приемному ребенку необходимо давать заботы, внимания и любви еще больше, чем родным детям. Будьте готовы к этому.
  12. Не переоцените свои возможности (финансовые, моральные, бытовые и иные)!
  13. Приготовьтесь и подготовьте других членов семьи к требовательности приемных детей.
  14. Проинформируйте своих детей о том, как вести себя с приемным ребенком. Расскажите обо всех нюансах, о возможных «привилегиях» для приемного ребенка. Объясните причины именно такого взаимодействия.
  15. Не забывайте, что поддержка в вопросах приема в семью детей очень важна. Для одного человека это практически непосильная ноша. Важно знать, что среди родных и близких есть те, кто может помочь.
  16. Не бойтесь обращаться за помощью и поддержкой к специалистам.
  17. Не нужно замалчивать и игнорировать назревающие или возникшие проблемы.
  18. Не молчите о своих подозрениях и страхах. Чаще всего они являются мифами или же легко преодолеваются и разрушаются.

Усыновление, опекунство и другие формы устройства ребенка – сложный и неоднозначный вопрос. Каждый вариант приема ребенка в семью обладает своими нюансами и требованиями к взрослым. Подробнее обо всех тонкостях самого вопроса, особенностях различных форм и взаимодействии с ребенком в приемной семье можно прочитать в книге «Настольная книга приемного родителя» - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. Работа находится в свободном доступе в интернете.

Какие бывают семьи — этим вопросом задаются многие люди.

Эксперты выделяют несколько типов семей , которые определяются согласно нескольким критериям.

Зная их, человек сможет с легкостью определить тип семьи.

Общее понятие

Что такое семья?

Семьей называют объединение людей, основанное на кровном родстве или браке.

Люди чувствуют друг к другу , уважение, привязанность.

Специалисты считают семью важным социальным институтом .

Благодаря ему человек усваивает основные моральные, нравственные , получает поддержку. В семье появляются дети, новое поколение — продолжение человеческого рода.

Человек рождается, формируется и развивается . Именно от родных людей он перенимает модель поведения, усваивает важные жизненные уроки, ему прививаются определенные ценности.

По отношению к членам семьи человек ощущает нежность, ласку, старается о них заботится, проявляет заботу .

Даже когда дети покидают родительский дом, с родными они поддерживают связь, чувствуют духовную близость с семьей. Он ощущает теплоту и нежность по отношению к родным людям.

Виды семейного положения

Специалисты выделяют несколько видов семейного положения:


Есть еще один вид семейного положения, который в народе зовется "гражданский брак" . Это значит, что люди живут вместе, но в законном браке они не состоят. Документа, который бы подтвердил их союз, нет.

Критерии типизации

Чтобы выявить тип семьи, эксперты обращают внимание на данные аспекты:


В процессе определения типа семьи также играет роль то, в каких условиях живет семья, ее социальная однородность.

Учитывая все вышеуказанные факторы, специалисты определяют тип семьи, категорию , к которой она принадлежит.

Определение типа современного семейства

Современная семья сильно отличается от традиционной. Если несколько веков назад в семье насчитывалось несколько поколений. В двадцать первом веке семьи намного меньше.

Сейчас в семье всего два поколения: родители и дети. Детей, как правило, рождается меньше, чем несколько веков назад. Женщина и мужчина имеют одинаковые права, разделяют . Их отношения партнерские, все проблемы решаются сообща.

Такое описание подходит для семьи под названием нуклеарная .

Это новый тип семьи, когда обязанности разделяются между супругами, а в доме не более двух поколений.

Это самые близкие родственники: родители и их дети. Остальные родственники живут отдельно.

Типология

Чтобы ознакомиться с типологией семьи, необходимо изучить следующую таблицу:

Таким образом, тип семьи зависит от очень многих показателей. Значение имеют не только количество детей, но и тип господства .

Если несколько веков назад семьи были преимущественно патриархальные — главенствующую роль занимал мужчина, то теперь отношения между супругами равноправные.

Роль женщины в семье изменилась, у нее появилось намного больше прав, а обязанности делятся поровну с супругом.

Число родителей в семье также имеет роль: если ребенка воспитывает только один родитель, а не двое, она не может считаться полной. Только если в семье оба родителя, семья является полной .

Формы, типы и признаки

Эксперты выделяют несколько форм брака:

  1. Церковный . Супруги произносят клятвы верности в церкви.
  2. Фактический . По закону брака нет, но граждане живут вместе.
  3. Гражданский . Законный брак, когда имеются документы о заключении брака. Название часто путается народом с фактическим браком.

    На самом же деле гражданский — это именно тот брак, когда супруги подтвердили свои отношения на законном уровне.

  4. Морганатический . Семьи складываются, когда супруги из разных социальных слоев.
  5. Временный . Супруги решают быть вместе определенное время, а затем расстаются. Обычно это необходимо для достижения определенной цели. Такой брак еще иногда называют фиктивным.
  6. Полигиния . Это когда у одного мужчины более одной жены. В некоторых странах такие браки разрешены, но в России они запрещены государством.
  7. Однополый . В брачном союзе люди одного пола. В некоторых государствах такие браки существуют, в России они запрещены.

Существует несколько типов семьи.

Основными являются традиционная, нуклеарная (партнерская ).

Традиционная семья включает в себя несколько поколений.

В одном доме живет много людей, которые приходятся друг другу родственниками. Если принимается какое-то решение, то в нем принимает участие вся семья. Однако решение принимается главой семьи, обычно это мужчина.

Нуклеарная (партнерская) семья — это объединение из двух поколений. В доме живет только родители и дети. Обычно в таких семьях отношения равноправные, все решается совместно.

Нет главы семьи, супруги не превосходят один другого, не стараются взять на себя старшинство. Обязанности разделяются.

Расширенная семья напоминает традиционную, она подразумевает проживание в одном доме не только супругов, но и их родственников.

В таких семьях обычно более 2-3 детей. Семьи большие, решения принимаются сообща. Для такого типа семьи совсем не обязательно наличие главы.

Виды взаимоотношений

Семейные отношения также могут быть различными.

Известен тип, когда один супруг относится к другому, как к ребенку. Зовется этот тип детско-родительские отношения .

Супруг не воспринимается всерьез, с ним разговаривают, как с ребенком. Это может происходить как по отношению к мужу, так и к жене. Некоторые пары стараются этого избегать, но есть и те, где такое приветствуется.

Партнерский тип отношений — самый распространенный в двадцать первом веке. Супруги являются партнерами, совершенно равноправными. Никто не старается занять главенствующую позицию. Решения принимаются вместе, обдуманно, а выбор уважается.

Садомазохистские отношения, когда в семье присутствует насилие. Один из супругов, либо сразу оба относятся друг к другу с агрессией, предпочитают решать вопросы методами насилия. Обычно такие семьи быстро распадаются.

Один из супругов перестает терпеть подобное отношение к себе. Побои, насилие приводят к полному .

Психологи говорят о том, что построить отношения на насилии нельзя, в таких семьях дети растут в нездоровой атмосфере, поэтому такой тип очень осуждается обществом и государством.

Сущесвует еще один тип взаимоотношений в семье — разобщенный . Он характеризуется сильно выраженными внутренними границами. Со стороны такие союзы выглядят удачными, а люди счастливыми, но на деле каждый член семьи живет обособленно.

Люди могут жить в разных странах, редко видеться. Духовная связь в данном типе отношений почти отсутствует. Супруги редко общаются, но в их отношениях прослеживается взаимоуважение.

Таким образом, существует множество типов семей. Они классифицируются по разным признакам , обладают определенными особенностями и характеристиками.

Зная их, человек уже никогда не перепутает один вид семьи от другого.

Они совсем разные, но существуютв двадцать первом веке в разных странах мира. В одном государстве больше распространен один тип семей, а в ином другой .

О типах семей в этом видео:

Усыновление | Опека или попечительство (Приёмная семья | Патронат)Наставничество – вид помощи (не является устройством ребенка)
С учетом изменений, внесенными законами №-48 и 49-ФЗ от 24 апреля 2008 г.,

С принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве в РФ» от 24 апреля 2009 года № 48 с 1 сентября 2008 года в России существуют только ДВЕ формы семейного устройства - усыновление и опека. Регионы могут утверждать и регулировать своими законодательными актами такие договорные ВИДЫ опеки, как приёмная семья и патронат.

Усыновление (удочерение)

- принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребёнок становится родственником - дочерью/сыном - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

♚ Особенности:

- Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. - Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по достижению совершеннолетия. - Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и в некоторых случаях дату рождения. - Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов. - Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление устанавливается гражданском судом. - Государство предоставляет послеродовый отпуск и выплату в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец и, при усыновлении ребёнка из учреждения, - единоразовую компенсацию в размере 8 тыс. рублей. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для усыновителей, например, Белгородская, Московская области. - Более жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению и жилью по сравнению с опекой. - Не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён. - Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка проводится в течение трёх лет раз в год и далее может быть снята.

Опека и попечительство

- принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребенка.Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка.
На содержание ребёнка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.

♚ Особенности:

- Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда. - Опекуном, как правило, может быть назначено только одно лицо. - Опекуну ежемесячно выплачиваются средства на содержание ребёнка и оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. - По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет. - Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода и жилищных условий. - Ребёнок является воспитуемым, не становится полноценным членом семьи, и в старшем возрасте (с 10 лет) такое положение может провоцировать ребёнка на серьёзные конфликты с семьёй опекуна. - Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребенка в семье чаще и более детально, чем при усыновлении. Существует ежегодная финансовая отчётность. - Нет тайны передачи ребёнка под опеку, и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны, а в некоторых случаях обязательны.
- Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможны.

Приёмная семья

- возмездная разновидность опеки. По отношению к ребёнку приёмные родители являются ему опекунами. Приёмная семья создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между приёмным родителем (родителями) и органами опеки. По сути, это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребёнка. Ребёнок может быть принят под опеку из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий стаж не начисляется.
Приёмным родителем может быть один человек или супруги. Как правило, действует норма: один опекун - один ребенок, за исключением передачи в одну семью детей-родственников или сиблингов. В семье может воспитываться не более 8 несовершеннолетних детей (вместе с кровными).
Обычно в приёмную семью передают детей, которых невозможно или трудно передать на усыновление или простую опеку, например: для воспитания в одной семье 2–3 и более детей братьев, сестёр; детей с инвалидностью или нарушениями развития и поведения; детей старшего возраста и т.п. Срок передачи ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.
Весьма высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребёнка.

♚ Особенности (в отличие от простой опеки):

- Требования к кандидатам менее жёсткие, чем к усыновителям, но более жёсткие, чем к простым опекунам. - Сложнее оформить, чем опеку, т.к. требуется оформлять договор о создании приёмной семьи. Орган опеки имеет право отказать в заключении договора, если это имеет только материальную подоплёку. - На содержание ребенка ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу, а также приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение за услуги по воспитанию. - Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, выплаты, а также требования и ограничения. Например, региональные органы опеки по договору могут предоставлять льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывать помощь в обучении, отдыхе и лечении опекаемого; в некоторых случаях может выделяться служебное жильё, выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. - Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребенка в приёмной семье, приёмные родители обязаны соблюдать план по защите прав ребёнка. - Контакты с кровными родственниками ребёнка могут быть обязательны и включены в требования к приёмной семье.

Патронат

- возмездная разновидность опеки, регулируемая региональными законодательными актами. По отношению к ребёнку патронатные воспитатели (с 1 сентября 2008 г.) являются ему опекунами. Патронатная семья создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между патронатным воспитателем и органами опеки. По сути, это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребенка. Ребенок может быть принят на патронат из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий стаж тоже теперь не начисляется.
Под патронат передаются дети, которым временно требуется принимающая семья или в случае, когда необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребёнка в семье. Основная цель данной разновидности опеки - социализация ребёнка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к другим формам: опеке и/или усыновлению. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным и зависит от ситуации.

♚ Особенности:

- Эта разновидность опеки действует только в тех регионах Росси, где после 1 сентября 2008 года изданы или переизданы законодательные акты,регулирующие создание патронатных семей, например, в Пермском крае, Московской области и т.д. - Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется временная замещающая семья, или реабилитация в семье. - Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при простой опеке. - Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение). - Ежемесячно на содержание ребенка выплачиваются средства на содержание, размер и порядок выплаты средств устанавливается региональным законодательством, а также выплачивается вознаграждение за услуги по воспитанию. - Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, разовые выплаты, а также требования и ограничения. - Работа по планам, устанавливаемым органом опеки с привлечением учреждения по патронату. Самый жёсткий контроль над воспитателем ребёнка и детальная отчётность за расходование выплачиваемых на его содержание средств. - Контакты с родителями и родственниками ребёнка,как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

♚ Примечание:

при ВСЕХ формах и видах устройства ребёнка в семью предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребёнка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых, а также нет судимости за преступления против жизни и здоровья граждан.

Наставничество

- гостевой режим, семья выходного дня-вид помощи ребёнку без оформления его постоянного проживания в семье, он не является устройством ребёнка в семью. Ребёнок остается воспитанником детского учреждения. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Законодательно этот вид помощи ребенку введен совсем недавно (Семейный кодекс часть 3 статьи 155.2), и опыта применения по новым правилам пока не имеет. Многое зависит от личного опыта понимания необходимости её применения местными органам опеки и детским учреждением, из которого предполагается брать ребёнка.
Такая форма помогает ребёнку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения,прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. В некоторых случаях наставничество используется как подготовка ребёнка и семьи к постоянному размещению на опеку или усыновление.
Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребёнка появляется "родственник" и друг, что делает ребёнка не столь одиноким, повышает самооценку ребёнка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях.

♚ Особенности:

- Более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок. - Возможно взять детей, отобранных из многодетных семей или у осуждённых родителей и которым крайне сложно найти постоянную семью и в ином случае обречённых жить в детском доме. - Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться семье и ребёнку друг к другу,позволяет понять, верное ли решение принято. - При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребёнка уже есть. - Директор не обязан разрешить вам брать ребёнка. - Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7–8 лет, т.к. они не понимают, почему их берут и возвращают, они ещё не понимают, что у ребенка могут быть не только родители, но и "родственники", взрослые друзья. - Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово. Нам известны лишь отдельные случаи и регионы, в частности, мы знаем, что такой опыт был в Смоленской, Ульяновской и Кемеровской областях.
Похожие публикации